Визуальная экология «новых» территорий: коллаборация науки, искусства, бизнеса и образования
Инициатор проекта — НКО Фонд «Культурный транзит» — известная культуртрегерская организация, партнеры проекта — Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Екатеринбургская академия современного искусства» и Государственное автономное учреждение культуры Свердловской области «Инновационный культурный центр» в Первоуральске. Цель проекта — повышение качества жизни на отдаленных от центра территориях (городских окраинах, депрессивных пространствах, «новых» районах и спальных районах, в небольших нестоличных городах) путем интеграции в пространство визуально «экологичного» паблик-арта и развития эффективной коллаборации между местными жителями, художниками, властями и представителями бизнеса. Научные изыскания в сфере урбанистики, визуальных коммуникаций, искусства публичных пространств, социологии города — весьма активное исследовательское поле как в России, так и за рубежом. Однако и в этой тематической сфере фиксируется одна важная особенность развития науки — ученые, зачастую, пребывают в «башне из слоновой кости», мир же практических расчетов и житейских забот (читай — городских) остается за пределами внимания. Между тем практика (городское стратегическое и тактическое развитие, партисипаторное участие жителей в преобразовании городов, повышение роли паблик арта в формировании качества жизни) остро нуждается в аналитике, данных для принятия управленческих решений [Петрова, Бурлуцкая, 2018; Тимофеев, 2013]. В таких обстоятельствах коллаборация приводит к синергетическому эффекту и представляется взаимовыгодным сотрудничеством для достижения определенных результатов всеми участниками процесса городских преобразований. В данном случае партнерами проекта «Визуальная экология новых территорий» были: 1) академическое междисциплинарное сообщество под кураторством Екатеринбургской академии современного искусства, обеспечившей научный и образовательный продукт; 2) команда Фонда «Культурный транзит» и IX фестиваля светового искусства «НЕ ТЕМНО», состоявшая из организаторов, кураторов и художников из 9 стран (Австрия, Германия, Македония, Польша, Россия, США, Тунис, Финляндия, Швейцария). В 2019 году фестиваль впервые прошел не в центре Екатеринбурга, а в отдаленном окраинном районе “Уктус”. Фестиваль продолжился 14 марта 2020 года в Первоуральске, в событии приняли участие студенты образовательной программы «Паблик-арт как ресурс развития территории»; 3) бизнес в лице застройщиков — компаний «Брусника» и «Атомстройкомплекс». 60 LABYRINTH. Теории и практики культуры. 2020. № 4 Помимо коллаборации, важным принципом реализации проекта было сочетание художественных, образовательных и научных практик, спроектированных с учетом принципа партисипаторности. Научная конференция «Цифровые технологии как инструмент культурной реанимации территории» стала важнейшей частью осмысления системы гуманитарного развития городского публичного пространства. Подготовка события была в зоне ответственности Екатеринбургской академии современного искусства (ЕАСИ). Практикуемый Академией подход к организации научных событий выходит далеко за рамки традиционного академического формата пленарных заседаний и секций. Наряду с ними, любая конференция ЕАСИ включает также открытые публичные события (круглые столы и дискуссии, публичные лекции и др.), инсайдерские экскурсии в релевантные пространства, художественные интервенции. Основные принципы организации научных событий в Академии — коллаборация, медиаповестка, социальная ответственность и сайт-специфичность [Егорова, Петрова, Пронин, 2019; Петрова, Пронин, 2019]. Программа четырехдневной II Международной научно-практической конференции «Цифровые технологии как инструмент культурной реанимации территории» включала два круглых стола, две дискуссии, одну публичную лекцию, две экскурсии и три пленарных заседания. Принципиальным для события было участие в круглых столах практиков городской жизни — девелоперов, чиновников, представителей НКО и городских активистов, а также арт-менеджеров и руководителей креативных институций города. Вопросы для обсуждения концентрировались вокруг проблем права на город, партисипаторных режимов городского проектирования, возможностей реализации и реального влияния на городские трансформации практик соучаствующего дизайна, ответственности муниципальных властей за обеспечение качества жизни горожан и стратегиях и тактиках работы с культурно депривированными районами, дилеммы «центр-периферия» [Егорова, Сметанина, 2018; Кенигсберг, 2020; Петрова, Бурлуцкая, 2019], возможностей эффективного взаимодействия культуры и бизнеса. Всего в научном событии приняло участие 179 человек, за три дня было сделано 12 пленарных докладов. Пленарное заседание проводилось в бизнес-формате — организаторы конференции выбирали и согласовывали докладчиков, традиционного для академических событий опен-кола, сбора заявок не было. Количество докладов было ограничено сознательно, с целью более долговременного и детального погружения в каждую из заявленных тем. Спикерами стали междисциплинарные практики цифрового и светового искусства, искусства публичных пространств и урбанистики. Как правило, каждый из них совмещает в своей профессиональной деятельности несколько ролей. Так, Беттина Пельц, Андреа Меллер и Ольга Аршанская преподают в университетах и курируют международные световые фестивали. Роберт Сохатски, Екатерина Беляева, Дмитрий Галкин совмещают преподавательскую деятельность и курирование образовательных программ с “производством” искусства и креативных проектов, Дарья Дафис представляет современную музейную институцию. Ксения Федорова, Наталья Веселкова и Ольга Бредникова — практикующие исследователи, преподаватели университетов. Сквозными темами обсуждения стали образование в сфере цифрового искусства (в продолжение первой конференции), возможности креативных практик (в том числе — фестивалей, объектов цифрового, светового искусства и паблик-арта) в ревитализации, реанимации и позитивных трансформациях городских пространств, стратегии развития новых городских районов и малых городов, цифровая урбанизация [Булатова, Петрова, 2018; Егорова, Петрова, Пронин, 2019] и др. Научная конференция, участниками которой стали кураторы и девелоперы, представители исполнительной власти и ученые, художники и менеджеры в сфере 61 А. А. Егорова, Е. В. Никитина, Л. Е. Петрова. Визуальная экология «новых» территорий: коллаборация науки, искусства, бизнеса и образования культуры и креативных индустрий — новая и весьма продуктивная форма повышения качества жизни горожан и эффективности научных исследований, а также демонстрации возможностей культуры как фактора гуманитарного развития территории.
Библиографический список
Булатова В. Д., Петрова Л. Е. «Мы с Урала»: эксплуатация гения места в цифровую эпоху // Цифровая культура открытых городов: материалы Международной научнопрактической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Управление культуры Администрации города Екатеринбурга; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Екатеринбургская академия современного искусства» (институт). 2018. С. 22—26.
Егорова А. А., Петрова Л. Е., Пронин А. А. «Искусство в городе: теория, практика, управление». Международный симпозиум в Екатеринбургской академии современного искусства // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2019. № 3. С. 105—112.
Егорова А. А., Сметанина Г. М. «Нехватка» как ресурс развития креативности или опыт реализации учебной исследовательской игры «Найденное искусство» // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23-й Международной научно-практической конференции / под науч. ред. Е. М. Дорожкина, В. А. Федорова. 2018. С. 529—532. Кенигсберг Е. Я. Проект межрегионального развития в области современного искусства NEMOSKVA как концептуальный ресурсный центр современного искусства // Искусство и культура. 2020. № 1 (37). С. 25—31.
Петрова Л. Е., Бурлуцкая М. Г. НЕМОСКВА: практики управления на основе социологических данных в регионах: по материалам секции на IХ Грушинской социологической конференции // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 2 (150). С. 421—433.
Петрова Л. Е., Пронин А. А. Научные мероприятия Екатеринбургской академии современного искусства в 2018 году // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2019. № 1. С. 104—111.
Тимофеев М. Ю. Перемена мест (отрывки из ненаписанной книги) // Лабиринт: журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 2. С. 80—110.
References Bulatova, V. D., Petrova, L. E. (2018) «My s Urala»: ekspluatatsiya geniya mesta v tsifrovuyu epokhu [“We are from the Urals”: Exploitation of the genius of a place in the digital era], Digital culture of open cities: materials of the International conference of students and young scientists / Department of Culture of the Administration of the Ekaterinburg city; Municipal budgetary educational institution of higher education “Ekaterinburg Academy of Contemporary Art” (Institute), pp. 22—26.
Egorova, A. A., Petrova, L. E., Pronin, A. A. (2019) Iskusstvo v gorode: teoriya, praktika, upravlenie [“Art in the city: theory, practice, management”], News of higher educational institutions: International Symposium at the Ekaterinburg Academy of Contemporary Art, Ural region, no. 3, pp. 105—112.
Egorova, A. A., Smetanina, G. M. (2018) «Nekhvatka» kak resurs razvitiya kreativnosti ili opyt realizatsii uchebnoy issledovatel’skoy igry «Naydennoe iskusstvo» [“Lack” as a resource for the development of creativity or the experience of implementing the educational research game “Found Art”], Innovations in professional and professional pedagogical education: materials of the 23rd International Conference / under scientific. ed. E. M. Dorozhkina, V. A. Fedorova, pp. 529—532.
Konigsberg, E. U. (2020) Proekt mezhregional’nogo razvitiya v oblasti sovremennogo iskusstva NEMOSKVA kak kontseptual’nyy resursnyy tsentr sovremennogo iskusstva [The project 62 LABYRINTH. Теории и практики культуры. 2020. № 4 of interregional development in the field of contemporary art NEMOSKVA as a conceptual resource center for contemporary art], Art and Culture, no. 1 (37), pp. 25—31.
Petrova, L. E., Burlutskaya, M. G. (2019) NEMOSKVA: praktiki upravleniya na osnove sotsiologicheskikh dannykh v regionakh: po materialam sektsii na IX Grushinskoy sotsiologicheskoy konferentsii [NEMOSKVA: management practices based on sociological data in the regions: based on the materials of the section at the IX Grushin sociological conference»], Monitoring of public opinion: economic and social changes, no. 2 (150), pp. 421—433.
Petrova, L. E., Pronin, A. A. (2019) Nauchnye meropriyatiya Ekaterinburgskoy akademii sovremennogo iskusstva v 2018 godu [Scientific events of the Ekaterinburg Academy of Contemporary Art in 2018], News of higher educational institutions, Ural region, no. 1, pp. 104—111.
Timofeev, M. U. (2013) Peremena mest (otryvki iz nenapisannoy knigi) [Change of places (excerpts from an unwritten book)], Labyrinth: journal of social and humanitarian research, no. 2, pp. 80—110.
А.А. Егорова, Е.В. Никитина, Л.Е. Петрова