С любовью к городу и окружающей среде
№67 (6072) от 9 сентября 2022
Как коллекция из вторсырья рассказала о проблемах исторического наследия Рязани
Спасти вещи от свалок
В 2021-м апсайклинг стал настоящим трендом в мире моды. То, чем занимались наши мамы и бабушки в 70-е, 80-е, 90-е – а именно – перешивали старые вещи, создавая что-то новое, – вдруг стало популярно в фешн-индустрии. На самом деле, не вдруг. Предпосылок к этому было немало. Во-первых, мы наконец-то осознали всю разрушительность эффекта избыточного производства в мире модных брендов. На это понадобился не один десяток лет и множество скандалов: в 2020-м, например, пандемия привела к тому, что после работы над весенне-летними коллекциями неиспользованного материала осталось на пугающую сумму 140–160 миллиардов евро. Во-вторых, мы сами, покупатели, более осознанно стали относиться к проблеме мусора и отходов. А во время «домашнего затворничества» в дни пандемии так и вообще сильно задумались над объемами трат на вещи и продукты и над проблемой далеко не бережного отношения к уже имеющимся у нас ресурсам.
Именно в этот период и «выстрелили» дома моды, отдельные модельеры с мировыми именами и даже новички, которые представили на суд потребителей коллекции из переработанных вещей.
Мировая мода повернулась лицом к экологичности, вспомнив, что большинство выбросов парниковых газов от индустрии – это результат деятельности по производству текстиля, и утверждая отныне, что человечество создало так много тканей, что они могут служить нам еще долгие годы.
От раздельного сбора мусора до «шитья из отходов»
Что ж, тренд на бережное отношение к ресурсам – позитивное изменение в фешн-индустрии (не будем только забывать, что коллекции из перешитых вещей – эксклюзивны, а значит, стоят гораздо дороже, и мир моды ни разу не прогадал, делая ставку на апсайклинг). Но важнее все же не модные тенденции, а то осознанное отношение к вещам, к которому мы приходим сами. Молодая рязанка Анастасия Иванова, мама прекрасных маленьких сына и дочки, тоже создала коллекцию образов из уже отживших свое вещей и тканей. Правда, в ее увлечении апсайклингом оказалось больше смыслов и глубины.
Всегда любившая творчество выпускница художественной школы, окончив политех, стала архитектором. Творить Настю в силу ее молодости и возможности «выскочить замуж и уйти в декрет» в архитектурные бюро не взяли. Три года она правила чертежи в офисе, окончательно и бесповоротно решив, что такой рутиной больше никогда заниматься не будет. Только творчество. А потому, выйдя в декрет, отправилась прямиком на курсы кройки и шитья.
«От центра занятости населения я прошла это обучение бесплатно. Это было очень интересно и полезно. В итоге я даже официальную «корочку» получила, хотя важнее были перспективы и понимание, что шитье – это возможность сотворить все, что угодно: конверт для ребенка, сумку, платье, даже что-то из мебели», – делится Настя.
Через четыре года после рождения первого ребенка Настя ушла во второй декрет. Заодно освоила в нем онлайн-курсы по предпринимательству, прошла творческий акселератор. А еще активно занялась сортировкой домашнего мусора, начала волонтерить на экологических проектах в городе. Тогда-то и родилась идея «шить из отходов», а чуть позже – создавать из уже отживших свое вещей некие образы. Первый из них был показан на подиуме в Москве. Сегодня в стране проходит немало конкурсов, мастер-классов, на которых не просто учат спасать вещи от свалок, но и дают более глубокое образование в эко-моде и даже готовые кейсы по маркетингу.
Зарядившись идеями и атмосферой, рязанка стала с пристрастием изучать различные творческие конкурсные программы. А тут как раз в Рязани заявили о проведении I Международного фестиваля лоскутной моды «ШИЛИ-БЫЛИ И НОСИЛИ».
Ради исторического наследия
Несмотря на то что Настя не увлекается лоскутным шитьем, а для своих работ использует исключительно вторичное сырье, в конкурсе она решила участвовать. Причем заявилась с уникальной идеей для своей коллекции. Рязанка представила на суд жюри и зрителей пять обликов «Образа города», каждый из которых раскрывает тему нашего исторического наследия.
«Я хотела обратить внимание рязанцев на те городские достопримечательности, которые постепенно разрушаются. Создала образы, которые, как фасады этих зданий, напоминают нам о том, что вот-вот будут утрачены», – рассказывает дизайнер.
Создание образа дома Овсянникова на Семинарской началось с работы над воротничком, на котором изображен реальный орнамент наличников этого здания. Каменное украшение над окном 7-й школы на Николодворянской нашло свое отражение в рисунке на поясе второго образа. Третьей и четвертой «музой» для создания «Облика города» стали Торговые ряды на улице Ленина и хлебозавод на улице Некрасова. А венчает коллекцию самый трагичный «наряд», пошитый из мешковины. Он представляет образ дома Циолковского.
Несмотря на то что коллекция молодого экологичного дизайнера не была отмечена призами, Настя довольно позитивно оценивает свой первый опыт в создании одежды. Нет, носить такие наряды никто в повседневной жизни не будет: коллекция была создана для единственной цели – заявить о социальной проблеме и привлечь к ней внимание. Зато элементы одежды – пояса, сумки, воротники – молодой дизайнер собирается пустить в продажу. Анастасия готовит к открытию частную мастерскую, в которой будет шить и продавать сувенирную продукцию. А пока предлагает свои апсайклинг-изделия в магазине локальных брендов «Тепло» – совместном проекте молодых творческих рязанок, создающих своими руками одежду из хлопка и муслина, предметы, выполненные в технике макраме, украшения, свечи и многие другие оригинальные вещи.
А что касается коллекции «Образ города»…
Анастасия как раз ищет в Рязани творческое пространство, готовое представить пять ее нарядов на суд тех, кто не успел во время Форума древних городов познакомиться с коллекцией, соединившей в себе любовь к родному городу и бережное отношение к окружающей среде.
Екатерина Детушева
Фото предоставлено Анастасией Ивановой