Среда обитания. Ороки – благодарные обитатели острова Сахалин
Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Ороки – самый малочисленный народ России. В настоящее время около 300 представителей этого этноса разбросаны по территории острова Сахалин (Хабаровский край). Сюда они пришли еще во втором тысячелетии до нашей эры. И сегодня, как и много лет назад, этот коренной народ привязан к своей родной земле и неуклонно следует правилам общения с природой. Предлагаем вашему вниманию очередной материал из серии "Среда обитания".
Потомки оленеводов
Удивительно, что у такой малочисленной народности за все время существования было с два десятка названий. Сами аборигены Сахалина называют себя "ульта", что на их языке означает "олень", ведь представители этноса были оленеводами.
Как правило, раньше у каждой семьи было 20-30 оленей. Имеющие в своем хозяйстве сотни голов считались очень богатыми. На Сахалине по сей день помнят имя Нучи Баяуса. Будучи владельцем стада из 300 оленей, он организовал в 1932 году колхоз "Вал", объединив практически всех ороков острова. Однако в постсоветский период колхоз распался, а оленеводство практически ушло из уклада жизни этого народа. С развитием на острове добывающей промышленности ороки стали наниматься рабочими на предприятия.
В древние времена предки ороков вели кочевой образ жизни. Перегоняя свои стада, они постоянно перемещались. Весной и летом люди жили ближе к морскому побережью, где ловили рыбу и морских животных, заготавливали ягоды и другие растения. Начиная с осени они продвигались глубоко в лес или предгорья, где проводили зиму в охоте на пушных животных, мех которых очень ценился.
Традиционные орокские дома в форме чумов собирались и разбирались по надобности, их легко было перевозить с места на место или же припрятать до следующего сезона. В теплое время их покрывали корой деревьев, в холода они "обрастали" шкурами животных и рыбьей кожей. В центре жилища по традиции ставили очаг, на котором возвышался большой котел. Кстати, он являлся одним из главных подарков, когда в дом брали невесту, символизируя достаток.
Прощаясь с отчим домом, невеста наступала на два опрокинутых сосуда: первый был подготовлен родителями жениха в качестве калыма, второй – ее родителями в качестве приданного. Этот своеобразный обряд "топтания" обозначал переход девушки в другой дом, которому теперь будут служить ее знания и навыки.
К слову, климатические условия Севера, где холода длятся до семи месяцев, требуют исключительно питательного рациона. Поэтому основу традиционной кухни этого народа составляет мясо морских и сухопутных животных. Из него варят бульоны, делают заготовки на зиму.
Также в рационе ороков всегда присутствует рыба. Ее употребляют в сыром, вяленом, мороженом, вареном и копченом виде. Из жирных кусков рыбы готовят паштет, а также шашлык, который едят, обмакивая в рыбий или нерпичий жир. Из заготовленной на зиму юколы варят суп на рыбьем жире с крапивой, морской капустой и стеблями кувшинок. Из рыбьей кожи делают студень, а из кишок кеты, наполненных оленьей кровью, – колбаски.
Растительная пища представлена дарами леса – ягодами, орехами, травами. В частности, ороки кладут в супы борщевик, папоротник, крапиву, полынь, черемшу (дикий лук), корни лопуха. Лепешки пекут из ягод черемухи, а из морской капусты готовят студенистую массу – гарнир к отварной рыбе.
Кроме того, по традиции ороки заготавливают на зиму в большом количестве масло из оленьего молока, жир нерпы, рыбы, сало медведя, которое раньше использовали также для освещения.
Незримая связь с окружающим миром
С промыслом ороков были связаны и их традиционные поверья. Несмотря на то, что сегодня они православные христиане, ороки продолжают следовать древним обычаям и совершать обряды своих предков. Одним из них является поддерживание социальных отношений с окружающим миром.
Для ороков принципиально важно жить в гармонии с природой, сохранять некий естественный баланс сил. Они считают, если солнце, море и тайга даруют им свет и тепло, кров и пропитание, то у них есть обязательства перед ними. Выражая свою благодарность за все эти дары, они воздают духам природы почести и подношения.
К примеру, весной и летом – в сезон, когда шла охота на морских зверей, задабривая хозяина моря, они бросали в воду пищу из ритуальной посуды. Кроме того, народ верил, что, убивая морских животных, они отнимают их у хозяина моря. Поэтому черепа убитых бросали назад в воду в ходе так называемого обряда возвращения.
Перед тем, как идти на пушного зверя, в жертву приносили собаку. Ее кости клали в специальную бревенчатую постройку возле места, где предполагалась охота. Убитого на охоте медведя в поселении встречали со всей торжественностью. Перед телом животного клали разные кушанья. Если в руки охотников попадал медвежонок, то его растили до двух лет, после чего устраивали медвежий праздник. Мясо убитого в завершение торжества зверя ели, а кости предполагалось обязательно похоронить.
Этот свод правил сформировался под влиянием суеверий. Народ считал, что невыполнение своих обязательств перед духами природы влечет незамедлительную кару с их стороны: если не угостить духа огня табаком, то он может сжечь дом жадного хозяина, а пролитая по неосторожности на землю вода непременно могла привести к беде. Эти нормы поведения заложены и в фольклоре ороков. Так, например, в одном рассказе владыка моря говорит старику: "Если ты не угощаешь меня табаком и пищей, то я не буду тебе посылать нерпу и рыбу".
Кроме того, ороки просили у духов помощи в лечении различных болезней. Так, например, орокский шаман проводил обряд окуривания, называя именами духов угли. Также в шаманских кумирнях (дома для молитв) в жертву божествам приносили свиней, собак или петухов. Рядом с кумирнями, как правило, устанавливали столб высотой 8-10 метров с вырезанной из дерева птицей.
На языке предков
Ороки издревле соседствуют с нивхами, нанайцами и другими народами Севера. Неудивительно, что культуры этих этносов имеют много схожего. К примеру, они носили похожую одежду. Для ее изготовления использовались не только шкуры животных, но и рыбья кожа. В частности, раньше женщины надевали уттэури – специальные халаты, сшитые из рыбьей кожи.
Непременным атрибутом традиционного облика как женщин, так и мужчин был и остается головной убор в форме капора. На праздник, свадьбу, а иногда и похороны дополнением к костюму служили нагрудник и головной обод из сукна, украшенные вышивкой и бисером. В качестве украшений женщины использовали серьги, браслеты на руках и ногах, иногда они вплетали их в косы. В начале XX века ороки переняли костюмы, сшитые из тканей.
Образцы орокской культуры ярко демонстрируют отношение представителей этого народа к окружающему миру. Они, как и другие исконные жители этой земли, уверены в том, что все вокруг живое и может поведать немало историй тем, кто готов видеть и слышать, принимая чудеса природы.
Фольклор ороков наполнен волшебством. Так, например, в легендах ярко отражено их видение о происхождении Вселенной. Главным персонажем многих рассказов является герой Хадау – "бог, посылающий рыбу и сотворивший землю". По орокским преданиям, именно он сотворил Землю и всех людей, создал шаманский ритуал и культурные ценности ороков. Однако, согласно тотемическим мифам, народ ульта произошел от нерпы или медведя.
Среди героев детских сказок можно встретить животных, наделенных человеческими качествами, в героическом эпосе – небесных женщин-богатырей, воинов с оленьим копытом.
В культурной сокровищнице ороков припасено немало частушек, шуток, поговорок, пословиц, загадок, дразнилок и примет. Также очень интересно, что особое место в устном народном творчестве занимает свод запретов, которые обычно спрятаны в финале рассказов. Они оформлены достаточно прямолинейно как предупреждение или просьба одного из духов природы или обиженного животного.
Богат и песенный репертуар ороков: у народа есть мелодии на все случаи жизни – лирические, календарные, колыбельные, свадебные и ритуальные. Очень много песен исполняется импровизацией. Удивительно, что все музыкальные инструменты не имеют собственного наименования, а называются общим словом "тэккэрэ".
Сегодня ороки мало говорят на языке своих предков. Вероятно, носителей орокского языка можно пересчитать по пальцам. Преимущественно его используют внутри семьи, в присутствии старших родственников, которые не знают русского. Выведению языка ульта из обихода способствовало не только знакомство с большим миром, но и то, что долгое время язык не имел письменности.
В начале 90-х годов для языка был разработан алфавит на основе кириллицы, затем был выпущен букварь. Тогда же энтузиасты начали обучать древнему наречию воспитанников детского сада и школьников села Вал. Однако интерес ороков к родному языку возрос в последние десять лет: сегодня представители этого народа от мала до велика пытаются изучать родной язык и гордятся принадлежностью к уникальной этнической культуре.
Для сохранения традиционной культуры ороков были созданы национальные фольклорные коллективы, без которых не обходится ни один праздник. Возвращаются в уклад жизни ороков и многие традиционные промыслы. Женщины обучают молодежь и всех желающих шитью национальных халатов, обуви, поясов, созданию ковриков из меха, амулетов. Новую жизнь согласно принятому в прошлом году закону получило и традиционное оленеводство.
Остров сокровищ
Сахалин – кладезь впечатлений для искушенного туриста. Кристально чистый воздух, буйство красок первозданной природы сурового Севера и множество видов отдыха для души и тела – вот что привлекает путешественников со всего мира.
С высоты птичьего полета остров по форме напоминает рыбу. Более 10% всей территории занимают природные заповедники. Остров гармонично сочетает в себе силуэты гор и водную гладь многочисленных водопадов, озер и рек. Также здесь множество вулканов. Все они потухшие, некоторые имеют статус геологического памятника природы. На Сахалин едут, чтобы посетить горнолыжные курорты, оздоровиться на термальных источниках и порыбачить.
Будучи исконной обителью древних народов, Сахалин имеет благоприятные условия для этнического туризма. Несомненный интерес у гостей острова вызывают поселения с сохранившимся привычным укладом жизни населяющих его потомков уникальных народов.
Кроме того, здесь много музеев, памятников и других исторических мест, которые позволяют прикоснуться к древней дальневосточной культуре. Например, Сахалинский областной художественный музей хранит обширную коллекцию декоративно-прикладного искусства ороков, нивхов и других этносов Севера. А в краеведческом музее можно увидеть скелет морского бегемота, обитавшего здесь 15 миллионов лет назад.
Взор гостей острова порадуют и многочисленные соборы и храмы с уникальной росписью и мозаикой. Усладив взор и душу, туристы не преминут отведать национальных кулинарных изысков, а также захватить с собой завяленную нерку, баночку кетовой икры или любимых морепродуктов в подарок родным и друзьям.